Глоссарий английских терминов, используемых в дорожном строительстве


AASHTO

Американская ассоциация автомагистралей штатов и руководителей транспортных фирм

Absolute viscosity

Абсолютная вязкость – мера вязкости битумного вяжущего по отношению ко времени, выраженная в пуазах и измеренная при 600С. Метод испытаний использует низкий вакуум для того, чтобы создать течение в вискозиметре.

Acceptance

Принятие, приемка – взятие пробы и тестирование для определения степени соответствия требованиям приемки или корректировки вопросов оплаты

Aggregate

Минеральный компонент – любой твердый минеральный материал, такой как гравий, песок, щебень, шлак и т.д., используемый при получении асфальтобетона

Aggregate storage bins

or

Cold feed bins

Контейнеры (бункеры) для хранения минерального компонента или холодные бункеры–питатели. Бункеры, в которых хранят минеральные компоненты необходимого размера и подают их в сушилку установки для приготовления горячей асфальтовой смеси практически в тех же пропорциях, в которых они требуются для конечной смеси.

Air voids

Воздушные пустоты – количество воздуха в уплотненной асфальтовой смеси, выраженное в процентах от общего объема смеси

Alligator cracking

Возникновение взаимосвязанных трещин, образующих ряд небольших блоков, напоминающих шкуру аллигатора или мелкую проволочную сетку и вызванных чрезмерной деформацией (прогибом) поверхности над неустойчивой поверхностью грунта или еще более низкими слоями покрытия

Ambient grinding

Обычный помол – метод измельчения для переработки изношенных шин в резиновую крошку путем пропускания через ряд измельчителей при обычной или чуть выше комнатной температуре. Обычное измельчение дает частицы резиновой крошки с очень неровной (типа наждачной бумаги) поверхностной структурой

Anti-oxidant

Антиоксидант - любое вещество, которое замедляет реакцию окисления (старение)

Asphalt binder

(Asphalt cement)

Битумное вяжущее– используемое в производстве дорожных покрытий, которое классифицировано в соответствии со стандартными техническими требованиями, согласно требованиям к рабочим характеристикам отсортированного асфальтового вяжущего, маркировка МР1 согласно AASHTO. Асфальтовое вяжущее может быть немодифицированным либо модифицированным.

Asphalt Cement or Asphalt

Битумное вяжущее или битум – Вязкий материал, от темно-коричневого до черного цвета, преобладающими компонентами в котором являются битумы, природные или получаемые при переработке нефти. Битумное вяжущее является компонентом (в различных пропорциях) наиболее неочищенной (сырой) нефти и используется для получения дорожных покрытий, кровельных материалов, в промышленности и для других специальных целей. Он является полутвердым при комнатной температуре и жидким при более высоких температурах.

Asphalt Concrete

Асфальтобетон – смесь битумного вяжущего и минерального компонента, используемая в качестве материала дорожного покрытия, которая тщательно перемешана и уплотнена при формировании слоя покрытия

Asphalt Concrete Overlay

Асфальтобетонные верхние слои – один или более слоев Асфальтобетона, уложенных сверху существующего покрытия

Asphalt Content

Содержание битумного вяжущего – количество битумного вяжущего в смеси асфальтобетона, выраженное в % от общей смеси (крупный минеральный компонент, мелкий минеральный компонент, битумное вяжущее, минеральный наполнитель, известь, волокна и т.д.)

Asphalt Emulsion

Битумная эмульсия – эмульсия, состоящая из битумного вяжущего, воды, агента (эмульгатора) (мыла), чтобы придать ей жидкую консистенцию при обычных температурах для того, чтобы ее набрызгивать на поверхность дороги. Как только вода начинает испаряться, битумная эмульсия разрушается, образуя на поверхности тонкий слой битумного вяжущего. Капельки эмульгированного битумного вяжущего могут иметь положительный поверхностный заряд, отрицательный поверхностный заряд или нейтральный заряд.

Asphalt Mat

Асфальтовый мат – термин, используемый в отношении слоя асфальтобетона, когда он еще горячий, в процессах укладки и уплотнения.

Asphalt Primer

Грунтовочный битум – маловязкое (высокожидкое) битумное вяжущее, которое легко проникает в небитумную (типа щебня или дробленого камня) поверхность слоя при укладке покрытия.

Asphalt-Rubber

Асфальторезина – резино-битумное вяжущее, модифицированное как минимум 15%-ми модификатора – резиновой крошкой (GRM)

Asphalt-Rubber Blend

Асфальторезиновая смесь – смесь модификатора – резиновой крошки (GRM) с размерами частиц в диапазоне от 0,60 мм до 1,18 мм) и битумного вяжущего для различных видов восстановления (реконструкции) дорожных покрытий и при их конструированию Количество GRM может варьироваться от 15% до 26% от веса битумного вяжущего, в зависимости от предполагаемого применения. GRM и битумное вяжущее смешивают при повышенных температурах, чтобы способствовать химическому и физическому связыванию обоих компонентов. Различные продукты перегонки нефти или модифицирующие масла (см. extender oil) могут добавляться к смеси, чтобы понизить вязкость, повысить способность к разбрызгиванию и улучшить обрабатываемость (технологичность). Смесь может быть использована как вяжущее в тонком слое поверхностного покрытия, уплотнениях, облицовки водоемов, или в горячих асфальтовых смесях с минеральным компонентом «с зазором» либо «без зазора». При использовании в качестве вяжущего в горячих асфальтовых смесях гранулометрический состав минерального компонента и его качество должны отвечать требующимся промышленным техническим условиям.

Asphalt-Rubber Blending Unit

Устройство для смешения резины с битумом (см. Portable Blending Unit)

ARTC

Технология обслуживания асфальторезины

ASTM

Американское общество тестирования и материалов (аналог ГОСТа)

Asphalt-Rubber Concrete

Асфальтобетон, модифицированный резиной - подразумеваются композиции из резино-битумного вяжущего и минерального компонента («с зазором» или «без зазора»), полученные путем горячего смешения

Axial Stress

Аксиальное напряжение – давление, возникающее вследствие приложения силы вдоль центральной оси объекта

Automobile Tires

Автомобильные шины – шины с внешним диаметром менее 66 см, используемые на автомобилях, пикапах и легких грузовиках

Base Course

Подстилающий слой дорожного покрытия – слой в структуре покрытия, расположенный непосредственно под поверхностью и/или под промежуточными слоями и непосредственно над земляным полотном и/или слоем земляного полотна. Он обычно состоит из щебня, хотя может состоять и из шлакового боя или иного стабильного (устойчивого) либо нестабилизированного материала.

Batch Plant

Дозаторная установка – разновидность установки для производства горячей асфальтобетонной смеси партиями; наиболее подходит для получения небольших производственных партий ГАС и при (частых) изменениях в составе смеси

Bending Beam Rheometer (BBR)

Элемент лабораторного оборудования, используемого AASHTO в методе ТР1 для оценки свойств битумного вяжущего при низких температурах путем измерения того, в какой степени вяжущее прогибается или сползает под постоянной нагрузкой при постоянной температуре. Этот тест дает представление о сопротивляемости вяжущего термическому или низкотемпературному растрескиванию. Температуры испытаний методом ВВR относятся к самым низким температурам службы покрытий, и когда его результаты используются в сочетании с данными DSR (см. ниже), они могут обеспечить оценку жесткости (жесткостных свойств) битумного вяжущего в широком диапазоне температур.

Bitumen

Битум – класс черных и темно-коричневых (твердых, полутвердых или вязких) цементирующих (вяжущих) веществ, природных или искусственных углеводородов, из которых типичными являются асфальты, смолы, пек и асфальтиты.

Bleeding or Flushing

Выделение (проступание) – направленное вверх движение битумного вяжущего в асфальтобетонном покрытии, приводящее к образованию пленки битумного вяжущего на поверхности покрытия.

Brittle

Хрупкий – описывает материал с тенденцией к разрушению (разлому) при малой степени вытяжки.

Breaking

Разрыв, разрушение – явление, при котором битумное вяжущее и вода расслаиваются (разделяются) в битумной эмульсии, начиная процесс затвердевания (отверждения). Скорость расслоения определяется в основном эмульгирующим агентом, но иногда также зависит и от условий окружающей среды.

Bulk Specific Gravity (BSG или Gmb)

Объемный удельный вес сыпучего материала – в контексте смесей асфальтобетона – удельный вес уплотненного образца из состава смеси готового покрытия.

Buffing Waste

Отходы при зачистке (шлифовке) – высококачественные отходы шинной резины, которые являются побочным продуктом при производстве шинных каркасов (картеров) при подготовке к восстановлению протектора, т.е. при «шероховке».

Chips Seal

то же, что SAMs

Горячее АР вяжущее набрызгивается на поверхность дороги, немедленно покрывается слоем горячего щебня (гравия), который впрессовывается в вяжущее до остывания путем укатывания мембраны. Лучшие результаты получены с щебнем размером от 9,5 до 12,5 мм.

Coarse-Graded Aggregate или Coarse Aggregate

Крупный минеральный компонент – минеральный компонент, большая часть которого удерживается на сите с ячейкой 4, 75 мм (№4 сита). Имеет непрерывный гранулометрический состав частиц от крупного до мелкого с преобладанием крупных размеров.

Compaction

Уплотнение – действие, направленное на увеличение плотности горячей асфальтобетонной смеси путем приложения нагрузки заданной величины. В лаборатории это делается, используя метод Маршалла или конусного уплотнителя. В производственных условиях (в процессе изготовления покрытия) это делается с помощью различных комбинаций дорожных катков со стальными колесами, а также пневмоколесных дорожных катков.

Complex Shear Modulus (G*)

Комплексный (суммарный) модуль упругости при сдвиге – мера полного (суммарного) сопротивления материала (в данном случае, битумного вяжущего) деформации, испытываемой под воздействием повторяющихся импульсов напряжения сдвига. Он состоит из обратимой (упругой) компоненты и необратимой (вязкой) компоненты. Для битумного вяжущего он сильно зависит от температуры и частоты нагружения.

Consensus Properties

Согласованные свойства – характеристики минерального компонента, которые должны соответствовать определенным критериям, чтобы удовлетворять подбору состава смеси дорожного покрытия. Они включают угловатость крупного минерального компонента, угловатость мелкого минерального компонента, плоскостные (двумерные) или деформационные свойства и содержание глины.

Corrugation or Shoving

Рифление (выбоины, ухабы) или образование ухабов – тип остаточной деформации, типичным примером которой является волнистая поверхность поперек поверхности покрытия. Эти деформации обычно возникают в местах, где движение начинается и останавливается, на холмах, где средства передвижения ломаются на склонах, на крутых поворотах, или там, где средства передвижения испытывают столкновение и дергаются взад и вперед.

Crack

Трещина (Разрыв) – примерно вертикальное случайным образом возникающее расщепление в покрытии, вызванное нагрузкой вследствие движения транспорта, термическими напряжениями, и/или старением битумного вяжущего.

Crackermill

Дробильная мельница – аппарат, который раздирает куски (полоски) изношенных шин путем пропускания материала между вращающимися гофрированными стальными барабанами, уменьшая размер резины до состояния частиц крошки, обычно от 4,75 мм до 425 микрон (от сита №4 до сита №40).

Creep

Creep stiffness (St)

Ползучесть – постепенное смещение (прогиб) материала под постоянной нагрузкой при постоянной скорости. В отношении тестирования битумного вяжущего методом ВВR, ползучесть при нагрузке моделирует термические напряжения, которые постепенно нарастают в покрытии при скачках температуры.

Жесткость при ползучести

Crumb Rubber Modifier (CRM)

Модификатор – резиновая крошка – термин используется для описания помолотой резины из изношенных шин, используемой в горячей асфальтобетонной смеси и других применениях в дорожных покрытиях. [Из другого глоссария – CRM – общий термин для резины из изношенных шин, которая уменьшена в размере и используется как модификатор в асфальтовых материалах покрытия].

Crusher-Run

Материал, высыпающийся из дробилки – несортированный «сырой» продукт дробилки.

Cryogenic Grinding

Криогенное измельчение – метод помола для переработки изношенных шин в резиновую крошку путем замораживания шин с помощью жидкого азота с последующим их пропусканием через молотковые дробилки, где они раскалываются на мелкие частицы. Криогенное измельчение дает резиновую крошку с очень гладкой, стеклообразной поверхностной текстурой.

Cryogenically Ground Rubber

Криогенно измельченная резина – получают методом, в котором резину из изношенных шин замораживают и разрушают до частиц требуемого размера.

Curing

Отверждение (затвердевание) – в отношении к битумной эмульсии – это изменение механических свойств битумного вяжущего после того, как битумная эмульсия разрушается, т.е. превращается в пленку вяжущего, которое взаимодействует с расположенной ниже поверхностью горячей асфальтобетонной смеси и покрывающим минеральным компонентом или с верхним слоем асфальтобетона. В отношении к РСС (портландцементный бетон) – это увеличение твердости, возникающее вследствие процесса гидратации, происходящего в портландцемента.

Cutback Asphalt

Битум, разбавленный нефтяным дистиллятом – битумное вяжущее, которое было переведено в жидкое состояние путем смешения с нефтяными растворителями (разбавителями). Под воздействием атмосферных условий разбавители испаряются, оставляя остаточное вяжущее выполнять свое назначение. Этот тип битума в настоящее время редко используется где-либо, т.к. он является экологически вредным.

Deflection

Движение по нисходящей участка покрытия (опускание), вызванное приложенной нагрузкой.

Deformation

Смотри «Distortion»

Delta

Смотри «Phase Angle»

Dense-graded Aggregate

«Плотный» минеральный компонент – минеральный компонент с гранулометрическим составом, дающим плотную смесь частиц. Этот компонент имеет примерно равные пропорции частиц крупного, среднего и мелкого минерального компонента, которые тесно смыкаются при уплотнении. Вследствие этого при уплотнении пустóты между частицами заполнителя, выраженные в % от общего объема, занятого материалом, составляют менее 10%. Гранулометрический состав минерального компонента таков, что бóльшую долю среди контактов между крупными частицами заполнителя составляют контакты типа «частица к частице» (плотное прилегание).

Dense-graded HMA

Горячая асфальтобетонная смесь (ГАС), приготовленная с использованием «плотного» минерального компонента. Хотя ГАС с «плотным» минеральным компонентом может иметь тот же % воздушных пустот, что и ГАС с минеральным компонентом «с зазором» (gap-graded), распределение пустот в этих смесях весьма различно. ГАС с «плотным» заполнителем имеет много мелких пустот, тогда как ГАС с заполнителем «с зазором» имеет небольшое количество крупных пустот.

Density

Плотность – соотношение веса вещества к его объему, (вес на единицу объема), часто выражаемый в фунтах на куб. фут (pcf) или в граммах на кубический сантиметр (g/cc). В отношении асфальтобетонного покрытия, плотность возрастает за счет уменьшения количества воздуха в слое покрытия вследствие процесса уплотнения (укатки).

Design ESAL

Суммарное количество эквивалентных 80 kH (18000 lb (фунт/кв.дюйм))ординарных нагрузок на ось в течение всего этапа укладки покрытия.

Design Lane

Проектируемая Дорожная Полоса – дорожная полоса, для которой ожидается максимальная величина ESAL. Она обычно является однополосной дорогой, либо двухполосным шоссе, либо одной из полос многополосной магистрали.

Direct Tension Tester (DTT)

Прибор для непосредственных испытаний на растяжение – часть лабораторного оборудования, используемого в методике AASHTO ТРЗ для определения способности битумного вяжущего к вытяжке перед разрушением. Испытания методом DTT проводятся при очень низких температурах, когда вяжущие проявляют скорее хрупкие, нежели вязкие свойства. Кроме того, испытуемые вяжущие подвергаются старению, используя RTFO и PAV (см. ниже), что также увеличивает тенденцию к хрупкости. DTT измеряет величину удлинения на единицу длины исходного образца (в виде двухсторонней лопатки – широкой на концах и узкой в середине) перед его разрывом. Как и BBR, метод DTT также дает представление о способности вяжущего сопротивляться термическому (низкотемпературному) растрескиванию.

Disintegration

Разрушение покрытия на мелкие несвязанные фрагменты, вызванное уличным движением или погодными условиями.

Distortion or Deformation

Искажение или деформация – любое изменение поверхности покрытия, отличное от его исходной формы.

Drum Mix Plant

«Барабанная» установка для смешения – тип установки для горячей асфальтовой смеси, которая дозирует минеральный компонент, затем высушивает его и покрывает (обволакивает) соответствующим количеством вяжущего в том же барабане. Установки производят ГАС в непрерывном режиме, реже – в виде отдельных партий, и более приспособлены для получения больших количеств одного и того же продукта.

Dry Process

«Сухой» процесс – любой метод, согласно которому модификатор – резиновая крошка (GRM) смешивается с материалом минерального компонента перед тем, как эта смесь перемешивается с вяжущим. Этот метод применяется только для получения горячих асфальтобетонных смесей. Измельченная резина добавляется в количестве до 5% от количества минерального компонента асфальтовой смеси. Однако, в отличие от обычных асфальтовых смесей, требуются более высокие температуры смешения (160 – 180оС) и более высокие (149- 160 оС) температуры уплотнения. В отличие от резино-битумного вяжущего («мокрый» процесс), реакция между частицами резины и битума протекает в очень слабой степени. Отсутствие этой реакции в «сухом» процессе оставляет битум не модифицированным или слабо модифицированным и не сопровождается потерей ультрафиолетовых ингибиторов и антиоксидантов, содержащихся в резиновой крошке.

Резино-модифицированные покрытия асфальтобетона, получаемые в «сухом» процессе, обычно используются как верхние слои и слои износа покрытия.

[Сейчас считается, что «мокрый» процесс все же предпочтительнее ].

Dryer

Сушильный аппарат, сушильный барабан – аппарат, в котором минеральные компоненты высушиваются и затем нагреваются до заданных температур.

Ductility

Ductility test

Тягучесть, пластичность – способность вещества к вытяжке или удлинению с утончением без разрыва. Поскольку тягучесть рассматривается как важная характеристика битумных вяжущих для многих применений, наличие или отсутствие тягучести обычно рассматривается, как более важный фактор, чем реальная степень тягучести.

Испытание на способность к вытяжке – для битумных вяжущих – измерение степени (величины), до которой испытуемый образец можно растянуть при заданных условиях до разрыва.(В США не используется с 2004г.)

Durability

Долговечность, срок службы – свойство асфальтобетонного покрытия, представляющее его способность сопротивляться разрушению вследствие погодных условий и уличного движения.

Dynamic Shear Rheometer (DSR)

Динамический сдвиговый Реометр – часть лабораторного оборудования, используемого для выполнения ТР5 тестирования в соответствии с AASHTO на несостаренных, RTFO-состаренных и PAV-состаренных битумных вяжущих. В методе DSR небольшой дискообразный образец битумного вяжущего помещается на манер «сэндвича» между двумя пластинками, причем одна из них фиксирована, а вторая из них вибрирует. DSR измеряет комплексный модуль упругости при сдвиге и фазовый угол (Phase Angle – см. ниже) при умеренных и высоких температурах, величины которых могут быть использованы для предсказания сопротивления образованию колеи и образованию усталостных трещин в асфальтобетонных покрытиях, в которых использовалось исследованное битумное вяжущее.

Edge Joint Cracks

Граничные трещины на стыке – разделение стыка между покрытием и обочиной, обычно вызванное перемежающимся увлажнением и высыханием под поверхностью обочины. Другие причины – усадка (оседание) обочины, усадка смеси и грузовики, разрушающие стык.

Elastic bitumen mastic (road hermetic)

Эластичная битумная мастика (дорожный герметик) – продукт для горячей герметизации швов (стыков), трещин и защиты от проникновения воды (waterproofing).

Emulsified

Эмульгированный(см.Asphalt Emulsion или Emulsifying Agent)

Emulsifying Agent or Emulsifier

Эмульгирующий агент или эмульгатор – химическое вещество, добавляемое к воде или битумному вяжущему, поддерживает капли вяжущего в воде в состоянии стабильной суспензии. Эмульгатор определяет заряд эмульсии и контролирует скорость ее разрушения

Equivalent Single Axle Load (ESAL)

Эквивалентная ординарная нагрузка на ось – воздействие на рабочие характеристики покрытия любой комбинации нагрузок на ось, составляющей в сумме 80кН, которые требуются, чтобы создать такое же воздействие

(из второго глоссария: ESAL – наиболее общий подход для определения нагрузки от уличного движения – перевод нагрузки от колес различной величины, дающих различную степень нагрузки, в эквивалентное число «условных» нагрузок. Наиболее часто используемый эквивалент в США – 80 кН – эквивалент ординарной нагрузки на ось.

Extender Oil

Масло – модифицирующий агент – ароматическое масло, используемое для улучшения протекания реакции битумного вяжущего и модификатора – резиновой крошки (GRM). То же, что aromatic oil или diluent

Fatigue Cracking

Усталостное растрескивание – трещина, вызванная повторяющимся сгибанием (изгибом)

Fatigue life

Усталостная долговечность, усталостная стойкость

Fatigue resistance

Сопротивление усталостному растрескиванию – способность асфальтового покрытия сопротивляться возникновению трещины, вызванной повторяющимся сгибанием, изгибом

Fault

Дефект. Повреждение – разница в высоте двух плит дорожного покрытия из портландцементного бетона на стыке или трещине

FHWA

Федеральная администрация магистралей (шоссейных дорог) (США)

Fine aggregate

Мелкий минеральный компонент – минеральный компонент, полностью проходящий через сито с ячейкой 4,77 мм (№4) и большей частью остающийся на сите с ячейкой 75 микрон (№200)

Flexibility

Гибкость, упругость – способность покрытия соответствовать проседанию фундамента (земляного полотна) без образования трещин. Обычно высокое содержание битумного вяжущего, модифицированного резиной, улучшает гибкость смесей асфальтового покрытия

Foamed Asphalt

Fraas breaking point

Пенобитум (вспененный битум)- образуется при объединении горячего битумного вяжущего с малыми количествами холодной воды. Когда холодная вода контактирует с горячим вяжущим, она превращается в пар, который захватывается мельчайшими пузырьками в битумном вяжущем. В результате образуется тонкопленочная высокообъемная битумная пена. Это высокообъемное вспененное состояние сохраняется лишь несколько минут, после чего к битумному вяжущему возвращаются его первоначальные свойства. Пенобитум может использоваться для стабилизации грунтового или подстилающего слоя дорожного покрытия и часто используется как стабилизирующий агент.

Температура разрыва по Фраасу – температура, при которой в тонкой пленке битума образуется трещина в результате приложенного напряжения.

Fog seal

Диспергированное (туманное) уплотнение – небольшое наложение (набрызгивание) разбавленной асфальтовой эмульсии. Используется для обновления поверхностей старых асфальтовых покрытий, герметизации мелких трещин и выбоин на поверхности, а также для того, чтобы препятствовать расслоению покрытия

Full-depth Asphalt Pavement

Асфальтовое покрытие на всю глубину – структура покрытия, которое спроектировано и изготовлено так, что все слои над земляной насыпью представляют собой асфальтобетон. Это покрытие укладывается непосредственно на земляную насыпь.

G*

См. Комплексный модуль упругости при сдвиге

Gap-graded HMA

ГАС с минеральным компонентом «с зазором» - горячая асфальтобетонная смесь, приготовленная с минеральным компонентом «с зазором». Содержит большое количество крупного и мелкого минерального компонента, но очень малую долю среднего минерального компонента. (Эта фракция в асфальторезине замещается резиновой крошкой). Такой гранулометрический состав обеспечивает преобладающую долю плотных (частица к частице) контактов между крупными частицами минерального компонента. Хотя для ГАС с минеральным компонентом «с зазором» возможно то же процентное содержание воздушных пустот, что и для ГАС с «плотным» минеральным компонентом, распределение пустот весьма различно. ГАС с минеральным компонентом «с зазором» имеет небольшое количество крупных пустот, в то время, как ГАС с «плотным» минеральным компонентом имеет множество мелких пустот.

Granulated Crumb Rubber Modifier (CRM)

Модификатор – гранулированная резиновая крошка – кубические, равномерно профилированные нарезанные (ограненные) частицы резиновой крошки, получаемые обычно с помощью гранулятора.

Granulator

Гранулятор, Дробилка –устройство, в котором осуществляется разрезание на части утильной шинной резины, резание происходит с помощью вращающихся стальных дисков , которые проходят близко друг от друга; при этом размер получающихся частиц составляет обычно от 9,5 мм до 2,0 мм, согласно отсеву на сите.

Ground Crumb Rubber Modifier (GRM)

Модификатор – резиновая крошка – частицы крошки резины – неправильной формы, с рваными краями, с большой площадью поверхности, обычно получаемые в дробильных вальцах.

Gyratory Compactor

Вращательный уплотнитель (контактор) – вид лабораторного уплотнителя, используемого в методе Superpave [сокращение для «Superior Performing Asphalt Pavement» - «Асфальтовое покрытие наилучшего качества» - см. ниже] для изготовления горячей асфальтобетонной смеси (ГАС) или для уплотнения образцов ГАС для объемного (волюмометрического) анализа контроля качества на установках для производства ГАС. Он уплотняет образцы ГАС путем перемешивания, вызванного движением, заданным давлением и углом вращения, в то же время производя непрерывные замеры высоты образца.

Hubbard–Field Method

Лабораторный метод для измерения стабильности и пустот в асфальтовых смесях, содержащих минеральный

компонент до размера 40мм. (В США не используется с 2004г.)

Hot Mix Storage Bins

Бункеры для хранения горячей асфальтовой смеси – бункеры, в которых хранятся нагретые и фракционированные минеральные компоненты непосредственно перед их конечным дозированием в установку для получения горячей асфальтовой смеси (ГАС).

High Natural Rubber (Hi Nat)

Высоконатуральная резина – продукт из утильной резины, включающий от 40 до 48% натурального каучука или изопрена и как минимум 50% углеводородов резины, в соответствии с требованиями Caltrans. Источниками высоконатуральной резины являются утильная резина из некоторых типов шин тяжелых грузовиков, а также утильные теннисные мячи и резиновые коврики (маты).

Hot Mix Asphalt (HMA)

Горячая асфальтовая смесь (ГАС) – форма асфальтобетона, который перемешивается на предприятии для получения ГАС фирмы-подрядчика, транспортируется к проезжей части дороги в закрытых грузовиках, укладывается с помощью асфальтоукладчика, и уплотняется катками со стальными или резиновыми колесами.

Hot Mix Plant or Hot Mix Asphalt plant

Предприятие для производства горячей асфальтовой смеси- предприятие, на котором производятся асфальтовые смеси для покрытия путем нагрева ингредиентов (минеральный коипонент, гашеная известь, асфальтовое вяжущее, а иногда и другие модификаторы, объединения их в надлежащих пропорциях и перемешивания до образования гомогенной смеси. Это может быть установка для производства смесей партиями или барабанная установка.

Hveeem Method

Лабораторный метод для измерения стабильности асфальта (В США не используется с 2004г.)

Indirect Tensile Fatigue Test

Испытание на косвенную усталость при вытяжке- используется для определения нагрузки, требуемой для разрыва образца вследствие трещинообразования.

Indirect Tensile Strength (ITS)

Косвенная (непрямая) прочность на растяжение – процедура, используемая для оценки асфальтобетонных смесей на влагочувствительность. Величина ITS измеряется как на сухих образцах, так и на образцах, подвергнутых воздействию тепла и влаги. «Сухие» и «влажные» величины ITS используются затем для расчета TSR (TSR – см. ниже).

Indirect Tensile

Strength Test

Косвенный (непрямой) тест на прочность при растяжении – используется для определения свойств при растяжении асфальтобетона, которые могут быть далее соотнесены со склонностью покрытия к трещинообразованию. Этот тест заключается в приложении сжимающих нагрузок вдоль плоскости, поперечным двум полосам материала, нагруженных в противоположных направлениях. Этот тип нагружения создает сравнительно однородное напряжение растяжения, которое действует перпендикулярно плоскости, к которой приложена нагрузка, и образец обычно разрушается (раскалывается) вдоль плоскости нагружения.

Intermediate Course

Промежуточный слой Асфальтобетонного покрытия – слой, находящийся непосредственно под поверхностным слоем, обычно состоящий из бóльшего количества минерального компонента и меньшего количества битумного вяжущего (по весу), чем поверхностный слой.

Kinematic Viscosity

Кинематическая вязкость – мера вязкости асфальтового вяжущего, измеряемая в сантистоксах (сСт) при температуре 135оС (275оF).

Lane Joint Cracks

Трещины на стыке дорожной полосы – продольные разъединения покрытия вдоль шва между двумя дорожными полосами.

Lift

Пласт или слой покрывочного материала, укладываемого на подстилающий или предшествующий слой.

Load equivalency factor

Фактор эквивалентности нагрузки – число ординарных нагрузок на ось (ESAL), равной 80 кН, заменяемых одним проходом оси транспортного средства

Longitudinal crack

Продольная трещина – вертикальная трещина в покрытии, которая приблизительно параллельна осевой линии покрытия

Logarithmic creep rate (m-value)

Логарифмическая скорость ползучести – угол наклона логарифмического соотношения между жесткостью при ползучести и временем нагружения

Maximum specific gravity (MSG или Gmm)

Максимальный удельный вес – удельный вес асфальтобетонной смеси, когда эта смесь имеет нулевое количество воздушных пустот (т.е. это условие максимальной плотности)

Marshall Test

Метод для установления надлежащей стабильности, количества пустот и долговечности спроектированной асфальтовой смеси. В данном методе напряжение и деформация определяются при нагреве образца. ( В США не используется с 2004г)

Mesh

Меш – квадратное отверстие на поверхности сита. Размер сита определяется числом отверстий (в мешах) на линейный дюйм на поверхности сита. Например, сито № 40 меш имеют 40 отверстий на линейный дюйм на поверхности сита

Milling machine

Самоходная установка с режущей головкой, оборудованная приспособлениями с твердосплавными режущими пластинами для измельчения и удаления покрывающих асфальтовых материалов с покрытия. Если этот снятый с поверхности материал используется вторично в новом покрытии, он называется RAP (Reused asphalt pavement).

Mineral dust

Минеральная пыль – доля мелкого минерального компонента, проходящего через сито с размером отверстий 0,075 мм (75 микрон) (№ 200)

Mineral filler

Наполнитель дорожного покрытия – тонко диспергированный минеральный продукт, по крайней мере 70% которого проходят через сито с размером отверстий 0,075 мм (№ 200). Измельченный известняк – обычно наиболее часто используемый наполнитель, хотя используются и другие – каменная пыль (бутовая мука), гашеная известь, портландцемент и некоторые другие вещества минеральной природы в тонко диспергированном состоянии

Moisture susceptibility

Чувствительность к влаге – относится к чувствительности асфальтобетонной смеси к расслоению вследствие проникновения влаги. Это свойство исследуется в процессе подбора состава смеси, используя методику испытаний ITS.

Multiple surface treatment

Многослойное поверхностное покрытие. Два или более поверхностных слоя, уложенных один на другой. Максимальный размер минерального компонента в каждом последующем слое обычно вдвое меньше, чем в предыдущем. Многослойное поверхностное покрытие может быть последовательностью из нескольких ординарных слоев, общей толщиной до 25 мм и более. Многослойное поверхностное покрытие обычно является более плотным гидроизоляционным (водонепроницаемым) слоем износа, чем ординарный поверхностный слой.

Natural asphalt

Природный асфальт – асфальт, существующий в природе, который получается из нефти путем естественного испарения летучих фракций, в результате чего остаются только асфальтовые, т.е. тяжелые битумные фракции. Природный асфальт, имеющий наибольшее значение, найден в отложениях на острове Тринидад и озере Бермудез. Асфальт из этих источников называют озерным асфальтом.

Non-destructive testing (NDT)

Неразрушающее исследование. Методы контроля, обычно применяемые на месте расположения строительных материалов и не причиняющие вреда испытуемым материалам; NDT – испытание на изгиб без нарушения покрытия, для определения реакции покрытия на приложенную к нему нагрузку.

Open-graded aggregate

Минеральный компонент («без зазора»или «открытого типа») Минеральный компонент с гранулометрическим составом, который предназначен для обеспечения свободного дренажа (просачивания) воды. Он состоит из двух или трех номинальных размеров частиц относительно крупного минерального компонента и небольшого количества мелкого минерального компонента (от 0 до 4 масс.% минерального компонен-та, проходящего через сито с размером отверстий 0,075 мм). Такой минеральный компонент используется в горячих асфальтобетонных смесях для создания сравнительно тонких поверхностных слоев или слоев износа с хорошими противоизносными характеристи-ками, которые быстро пропускают воду с поверхности с целью снижения аквапланирования (образования слоя воды в зоне контакта шины с дорогой при движении с высокой скоростью) и разбрызгивания воды.

Open-Graded Asphalts

Битумные смеси с «каркасом» минерального компонента- смеси, для которых обычно требуется измельченный минеральный компонент одного размера. Асфальт механически перемешивается и приготовляется так, чтобы создать шероховатую поверхностную текстуру в уплотненном состоянии. Размер однородного минерального компонента - 13,2мм или 9,5мм с добавкой небольшого количества очень мелкого песка

Open-graded friction course (OGFC)

Поверхностный слой покрытия, которое состоит из асфальтобетонной смеси с большими пустотами, что обеспечивает быстрый дренаж воды сквозь поверхность и обочину дороги. Смесь обычно состоит из полимер-модифицированного или резино-модифицированного битумного вяжущего, большого процента крупного минерального компонента одного размера и небольшо-го количества волокон. OGFC предотвращает гидро-планирование шин (что приводит к проскальзыванию на мокрой дороге) и обеспечивает сопротивление заносу на поверхности покрытия, наряду со значительным снижением шума.

Pavement structure

Структура покрытия – целостная система покрытия из подобранных материалов, начиная от земляного полотна до поверхностного слоя

Pay adjustment

Согласование цены – фактическая сумма или в долларах, или в долларах за единицу площади/ веса/ объема, которая должна быть добавлена или вычтена из цены, предложенной подрядчиком, либо стоимости единицы продукции

Penetration test

Тест на пенетрацию вяжущего – расстояние по вертикали (мм), на которое стандартная игла проникает в битумный материал при заданных условиях нагружения и температуре (В США классификация вяжущих на основе пенетрации с 2004г. заменена на классификацию на основе вязкости).

Performance-graded (PG)

Отсортировка вяжущего по эксплуатационным показателям – обозначение сорта битумного вяжущего, используемого в структуре «Superpave» (см. ниже). Оно основано на механических характеристиках вяжущего при критических температурах и условиях старения

Permeability

Проницаемость – мера способности покрытия допускать прохождение воздуха и воды в покрытие или через покрытие

Phase angle (delta)

Фазовый угол – показатель относительной доли обратимой (эластичной) и необратимой (вязкой) деформации в материале, когда его подвергают повторяющимся импульсам сдвигового напряжения. Для битумного вяжущего эта величина сильно зависит от температуры и частоты нагружения.

Plant mix (cold)

Промышленная смесь (холодная) – смесь эмульгированного (или разжиженного) вяжущего и не нагретого минерального компонента, приготовленная в центральной смесительной установке, которая затем разбрызгивается и уплотняется с использованием стандартного оборудования для укладки покрытий; смесь при этом находится при обычной температуре или вблизи нее.

Plant screens

Сита установки – сита, расположенные между сушильным аппаратом и бункерами для хранения горячего минерального компонента, которые распределяют горячий минеральный компонент в бункеры надлежащего размера

Polished aggregate

Шлифованный минеральный компонент. Частицы минерального компонента в поверхностном слое покрытия, которые были стерты до гладкости дорожным движением.

Polymer-modified asphalt binder

Полимер модифицированное битумное вяжущее. Битумное вяжущее, которое смешано, например, с полимером типа стирол-бутадиенового блок-сополимера (СБС). Оно обладает улучшенными свойствами и является лучшим сортом вяжущего по сравнению с обычным битумным вяжущим. В шт. Южная Каролина департамент Транспорта определяет сорт вяжущего PG 64-22 как обычное битумное вяжущее, а PG 76-22 – как полимер-модифицированное битумное вяжущее.

Portable blending unit

or

asphalt rubber blending unit

Портативное устройство для смешения или устройство для смешения асфальто-резинового вяжущего. Часть оборудования, используемого для смешения GRM и битумного вяжущего для производства резино-модифицированного битумного вяжущего на установке для получения ГАС; это устройство напрямую соединено с установкой и требует небольшой модификации, либо вообще не требует модификации установки.

Portland cement

Портландцемент – серый порошкообразный материал, который отвечает стандарту С 150 ASTM и состоит в основном из трехкальциевого силиката, двухкальциевого силиката и тетра -кальциевого алюминоферрита. При соединении с водой портландцемент реагирует с водой, образуя пастообразное вещество, которое затвердевает по мере протекания реакции между цементом и водой.

Portland cement concrete (PCC)

Портландцементный бетон – смесь портландцемента, минерального компонента, воды и некоторых добавок, которая помещается в форму и становится твердой по мере протекания реакции. Конструкционный материал, как для автомагистралей, так и в строительстве.

Potholes

Выбоины на дороге – чашеобразные углубления в покрытии, являющиеся результатом локального разрушения.

Present serviceability

Эксплуатационная пригодность (надежность) на данный момент. Способность конкретного участка покрытия быть использованным по назначению в данных конкретных условиях.

Pressure aging vessel (PAV)

Камера для старения под давлением – лабораторное оборудование, используемое для PPI исследования согласно правилам AASHTO образцов битумного вяжущего после того, как они подвергались старению в RTFO (см. ниже). В PAV эти образцы подвергаются дальнейшему старению путем воздействия на них высоких давлений и температур в течение 20 часов, чтобы смоделировать воздействие долговременного старения. Далее состаренные в PAV вяжущие испытывают методами DSR, BBR и DTT

Prime coat

Первичный слой покрытия – укладка грунтовочного битума на абсорбирующую поверхность. Используется для приготовления необработанного подстилающего слоя дорожного покрытия для последующего нанесения на него поверхностного слоя асфальтобетона. Грунтовочный битум проникает в поверхность подстилающего слоя или смешивается с ним и закупоривает пустоты, упрочняет поверхность и помогает связать ее с лежащим выше поверхностным слоем асфальтобетона

Pumping

Прогиб плиты дорожного покрытия из РСС под воздействием нагрузок при прохождении транспорта, приводящий, в конечном счете, к протеканию воды через покрытие и к просыпанию частиц вдоль стыков, трещин и углов.

Quality assurance (QA)

Гарантия качества – все планируемые и систематические мероприятия, необходимые для обеспечения уверенности в том, что продукт или установка будут удовлетворительно работать в процессе эксплуатации. Гарантия качества включает контроль качества.

Quality control (QC) or process control

Контроль качества или контроль процесса – мероприятия и соображения по гарантии качества, необходимые для того, чтобы оценить и отрегулировать процессы производства с тем, чтобы контролировать уровень качества конечного продукта. Эта процедура отделена от приемосдаточного испытания, но является частью гарантии качества.

Raveling

Расслоение асфальтового покрытия – постепенное отделение частиц минерального компонента от поверхности покрытия и их осыпание с углов покрытия

Reaction

Реакция – взаимодействие между битумным вяжущим и модификатором – резиновой крошкой при смешении при определенной температуре в течение определенного периода времени. Реакция, которую точнее было бы определить как набухание полимера, не является химической реакцией. Это абсорбция ароматических масел из битумного вяжущего полимерными цепями измельченной резины.

(Прим.: нестрого, т.к. сюда следует включить также процесс структурирования битума, т.е. образования в нем трехмерной сетки поперечных межмолекулярных химических связей. В.Г.Н.)

Rebound deflection

Упругое восстановление после прогиба – доля поверхности, восстанавливающаяся (принимающая исходную форму) после снятия нагрузки

Reclaimed asphalt pavement (RAP)

Регенерированное асфальтовое покрытие – взломанное асфальтовое покрытие, которое измельчено обычно путем размалывания и, вторично использовано в производстве новой асфальтобетонной смеси для покрытия.

Recycled Tire Rubber

Рециклизованная шинная резина – резина, полученная путем переработки использованных автомобильных, грузовых и автобусных шин.

Reflection cracks or reflective cracking

Отражательные трещины (или отражательное растрескивание) – трещины в верхних слоях асфальтового покрытия (обычно над поврежденными покрытиями из РСС), которые связаны с появлением трещин в более глубоких слоях покрытия.

Из другого глоссария:

Растрескивание, которое возникает на поверхности покрытия над стыками и трещинами в нижележащем слое покрытия вследствие горизонтального и вертикального перемещения (движения) на этих стыках и трещинах. Отражательное растрескивание вызвано нарастанием деформации под поверхностным слоем, вызванной движением на стыках или трещинах. Эти деформации, если они не ослабляются (нарастают), вызывают инициирование трещины в приповерхностном слое. Эта трещина может затем распространяться к поверхности. Скорость распространения зависит от физических характеристик и геометрических свойств поверхностного слоя покрытия.

Repeated creep and recovery test (USA)

Тест на повторную ползучесть и восстановление- обычно включает измерение ползучести образца в течение одной секунды после приложения заданной нагрузки с последующим периодом восстановления (9 секунд), после чего нагрузка снимается и замеряется характеристика скорости восстановления.

“Ring and Ball”

«Кольцо и Шар» - прибор, с помощью которого определяют температуру размягчения битума.

Residual asphalt binder

Остаточное битумное вяжущее – битумное вяжущее, которое остается от битумной эмульсии после того, как эмульгирующий агент разрушил и отвердил ее, либо остатки разжиженного битума после удаления летучих веществ.

Residual deflection

Остаточный прогиб (провисание) – различие между исходной и конечной высотой поверхности покрытия, происходящей вследствие приложения и последующего удаления с поверхности одной и более нагрузок.

Resiliency

Упругость – способность материала оказывать сопротивление необратимой деформации при многократном нагружении.

Resilient modulus of elasticity

Удельная работа упругой деформации – лабораторное измерение поведения материалов покрытия для того, чтобы охарактеризовать их жесткость и упругость. Закрепленный или находящийся в свободном состоянии испытуемый образец (керн или допрессованный материал) многократно нагружается и разрушается при заданной скорости. Удельная работа деформации является функцией длительности нагружения и числа циклов нагружения.

Resistance (R-value)

Устойчивость, стойкость – способность противостоять внешнему воздействию. Испытание для оценки подстилающего слоя, земляного полотна и основания для конструирования толщины покрытия.

Rolling thin film oven (RTFO)

Компонент лабораторного оборудования, используемый для выполнения испытаний согласно AASHTO T240 или ASTM D2872 по имитации старения в образцах битумного вяжущего, характерного для реального старения, происходящего при смешении и конструировании покрытия на основе ГАС. Испытания по методу RTFO могут быть проведены для того, чтобы обеспечить образцы для последующего тестирования или для определения потери массы (вследствие потери летучих компонентов), или получены (вследствие образования продуктов реакции окисления) из образцов вяжущего в процессе старения. В методе RTFO образцы вяжущего состаривают путем непрерывного воздействия на них тепла и потока воздуха для способствования реакции окисления. Эта реакция – ускоренный вариант старения, реально протекающего в составе покрытий. RTFO – состаренные вяжущие могут испытываться методом DSR или быть состарены далее методом PAV.

Rotational viscometer

(Haake Rheometer)

Ротационный вискозиметр – лабораторное оборудование для измерения вязкости несостаренных и немодифицированных битумных вяжущих, используя методику ASTM D4402. Эти испытания могут быть выполнены при различных температурах для понимания возможности использования асфальтобетонных смесей, содержащих данное конкретное вяжущее или для создания диаграмм: температура – вязкость для испытуемого вяжущего

Roughometer

Измеритель шероховатости – прибор для определения ровности дорожного покрытия – одноколесный трейлер, снабженный измерительным прибором, который измеряет неровность поверхности покрытия в суммарных миллиметрах или дюймах на милю покрытия

Rubber aggregate

Резиновый наполнитель – модификатор – резиновая крошка (CRM), добавляемая к горячей асфальтобетонной смеси используя «сухой» процесс (из 2-го глоссария)

Rubber modified asphalt binder

оr

Asphalt rubber binder

Резино-модифицированное битумное вяжущее или резинобитумное вяжущее битумное вяжущее, смешанное с крошкой из измельченных резиновых шин так, чтобы резина «прореагировала» с битумом. Смешение может быть проведено «на месте», на предприятии подрядчика по производству горячей смеси, либо в конце, в пункте поставщика битумного вяжущего; вяжущее может быть использовано для различных вариантов покрытия, включая смесь с «плотным» минеральным компонентом, смесь «с зазором», OGFC, SAM, SAMI и как уплотнитель (герметик) трещин. Такое вяжущее может содержать различные количества крошки, в зависимости от предполагаемого применения.

Rubber modified asphalt concrete

or

Rubber modified HMA

or

Asphalt rubber asphalt concrete

Резино-модифицированный асфальтобетон или резино-модифицированная ГАС или асфальторезиновый асфальтобетон – горячая смесь, которая изготовлена с резино-модифицированным битумным вяжущим. Такой асфальтобетон производится, используя «мокрый» процесс.

[из второго глоссария: HMA, смешанная с наполнителем «плотного» типа и резинированным типом битумного вяжущего. Заметим: процентное содержание CRM обычно низкое (от 5 до 10%) и крошка резины сравнительно мелкая – 0,6 мм и менее)]

Rubber modified hot-mix asphalt

Резино-модифицированная горячая асфальтовая смесь, которая включает CRM преимущественно как резиновый компонент. Также именуется «сухой» процесс.

Rubber-tired roller

or

pneumatic-tired roller

Каток с резиновыми или пневматическими шинами - каток, используемый для уплотнения различных типов асфальтовых покрытий. Различное количество резиновых шин расположены так, чтобы их колеи пересекались, обеспечивая смешанный тип уплотнения.

Rubberized asphalt

Резинированный асфальт – широкий термин для описания ГАС, содержащего CRM, изготовленного из рециклизированной резины. CRM может быть введен в ГАС, используя как «мокрый», так и «сухой» процессы. Все проекты ARTS выполнены с использованием «мокрого» процесса.

[Из 2-го глоссария: резинированный асфальт – битумное вяжущее, модифицированное CRM и содержащее, по крайней мере, 15% CRM от веса битумного вяжущего]

Rutting

Образование колеи – каналообразные углубления, развивающиеся в асфальтовых покрытиях, возникающие вследствие уплотнения из-за нагрузки при движении транспорта в одном или нескольких слоях покрытия. Образование колеи не является проблемой «поверхности», а обычно начинается в самом нижнем слое покрытия. Это «структурная» проблема недостаточной прочности покрытия, вызванная либо недостаточной толщиной покрытия, определенной при его проектировании, либо ослаблением нижележащего слоя покрытия вследствие его повреждения влагой.

Sand equivalent test

Тест на «эквивалент песка» - Эмпирическая мера количества мелкой фракции, проходящей через сито 4,75 мм. (В США не используется с 2004г.)

Sandwich seal

Создание слоя покрытия типа «сэндвич» (трехслойная структура) – поверхностная обработка, путем нанесения крупного наполнителя, последующего набрызгивания битумной эмульсии и затем нанесения более мелкого наполнителя.

SAM

Stress absorbing membrane

Аббревиатура для термина - Мембрана, поглощающая напряжение. SAM используется преимущественно для того, чтобы уменьшить отражательное растрескивание существующего асфальтового или бетонного покрытия, находящегося в критическом состоянии. Обычно применяется в виде резино-модифицированного битумного вяжущего, набрызганного на существующую поверхность покрытия в количестве примерно 225 дм3/кв.м с последующей немедленной засыпкой однородного минерального компонента, который затем прокатывается катком и впрессовывается в слой вяжущего. Номинальная толщина обычно составляет от 6 до 9 мм.

SAMI

Stress absorbing membrane interlayer

Поглощающая напряжения мембрана в виде промежуточного слоя - то же, что и SAM, но мембрана укладывается непосредственно под верхним слоем асфальтобетона. Этот слой может либо содержать, либо не содержать модификатор – резиновую крошку (CRM). Разработана для противодействия напряжению и в качестве препятствия для распространения трещин сквозь новый верхний слой.

SBS

Блок-сополимер стирола и бутадиена (используется аналогично резине в некоторых европейских странах для модификации асфальта либо битума)

Settlement test

Испытание битумных эмульсий на постоянство состава отстаиванием – тест на качество эмульсии битума, основанный на наблюдении за количеством битума, выпавшего из эмульсии за данное время при заданных условиях (В США не используется с 2004г.)

Shreddings

Резка на полосы. Измельчение – процесс измельчения изношенных шин на куски размером 0,15 кв.м или менее

Scaling

Отслаивание (поверхности покрытия вследствие выветривания) – например, отслаивание или разрушение поверхности портландцементного бетонного покрытия

SC DOT

Департамент транспорта штата Южная Каролина

Screenings

- мелкий наполнитель, образующийся в результате дробления горной породы (камня)

Seal coat

Защитный слой – тонкая поверхностная обработка, используемая для улучшения текстуры поверхности и защиты поверхности асфальтового покрытия

Shear stress

Напряжение сдвига – напряжение слоя, возникающее вследствие приложения сил, параллельных друг другу, но противоположно направленных. Разрушение под действием сдвига – разрушение, при котором материал раскалывается или разрывается в результате приложенного напряжения сдвига.

Shrinkage cracks

Усадочные трещины – сопряженные (взаимосвязанные) трещины, образующие ряд крупных блоков, обычно с острыми краями или углами.

Shoving

Образование ухабов на дороге

Single surface treatment

Ординарное поверхностное покрытие - ординарная укладка разжиженного (расплавленного) битума на поверхность дороги с немедленным последующим укладыванием ординарного слоя наполнителя. Полная толщина такого покрытия примерно та же, что и номинальный максимальный размер частиц используемого минерального компонента.

Skid resistance

Сопротивление скольжению (заносу) – способность материала покрытия, особенно во влажном состоянии, оказывать сопротивление проскальзыванию транспортного средства. Использование резино-модифицированного битумного вяжущего, использование минерального компонента с шероховатой поверхностью и высокое сопротивление истиранию – основные факторы для обеспечения высокого сопротивления скольжению.

Slag

Шлак – неметаллический материал, состоящий преимущественно из силикатов и алюмосиликатов, извести и других соединений, которые возникают одновременно с железом в доменной печи. Это сопутствующий продукт производства железа.

Slippage cracks

Трещины скольжения (буксования) – серповидные отверстия на поверхности дорожного покрытия, возникающие вследствие вызванных движением транспорта горизонтальных сил; они открыты в направлении осевого усилия колес на поверхности покрытия. Возникают в результате сильных или многократных напряжений сдвига, прикладываемых к поверхности, либо тогда, когда отсутствует сцепление между поверхностным слоем и нижележащим слоем. Это отсутствие сцепления может быть вызвано недостаточными количествами грунта или вяжущего или укладкой грунта или вяжущего на грязную или мокрую поверхность покрытия

Slurry seal

Защитный слой из готовой битумно-эмульсионной смеси– смесь битумной эмульсии, хорошо отсортированного мелкого минерального компонента, минерального наполнителя или других добавок и воды. Защитный слой заполняет мелкие трещины, восстанавливает однородную текстуру поверхности и восстанавливает показатели трения.

Source properties

Изначальные свойства – характеристики минерального компонента, которые должны отвечать определенным критериям, чтобы для создания композиции “Superpave”. Они включают жесткость, бездефектность и отсутствие вредных примесей.

Spalling

Растрескивание (отслаивание) – разрушение или скалывание бетонного покрытия на стыках, трещинах или углах, обычно приводящее к образованию фрагментов с острыми кромками.

Stability

Устойчивость, стойкость – способность асфальто-бетонной смеси сопротивляться деформациям, возникающим вследствие приложенных нагрузок. Устойчивость зависит как от внутреннего трения, так и от силы сцепления (связности материала покрытия).

Steel wheel Static Roller

Дорожный каток статического действия со стальными колесами – двух- или трехколесный каток с цилиндрическими валками, прилагающими свой вес непосредственно к покрытию.

Steel wheel Vibratory Roller

Вибрационный дорожный каток со стальными колесами – каток, имеющий ординарные или сдвоенные цилиндрические стальные валки, который используют для уплотнения покрытий под действием веса и вибрации. Величина силы уплотнения подбирается путем варьирования частоты и амплитуды вибрации.

Stone Mastic Asphalt

(Stone Matrix Asphalt)

Щебеночно-мастичный асфальт –ГАС, состоящая из структурного каркаса крупного минерального компонента и строительного раствора с высоким содержанием вяжущего. Используется в Европе, начиная с середины 60-х годов. С 1998г. используется в США. Назначение – обеспечить лучшее сопротивление колееобразованию и износу шин.

Straight asphalt

Чистый битум (без примесей и добавок)

Stripping

Расслоение – разрушение связи между битумным вяжущим и минеральным компонентом в асфальтобетонной смеси вследствие проникновения воды между ними.

Structural overlay

Структурный верхний слой – верхний слой асфальтобетона, выполненный с целью повышения ездовых качеств покрытия.

Subbase

Подстилающий грунт – слой в структуре покрытия, находящийся непосредственно под подстилающим слоем асфальтобетона. Если земляное полотно имеет достаточную опору, оно непосредственно может служить подстилающим грунтом.

Subgrade

Земляное полотно, Поверхность грунта (после окончания земляных работ) – грунт, приготовленный для создания опоры структуры покрытия.

Subgrade resilient modulus

Модуль упругости земляного полотна – модуль, определяемый испытаниями образцов грунта путем их многократного нагружения и объемного сжатия. Эта величина – отношение допустимого осевого напряжения (давления вследствие сил, приложенных перпендикулярно верхним и нижним поверхностям образца) и обратимой осевой деформации (обратимой деформации на единицу длины, измеренной в направлении, параллельном вертикальной оси образца).

Superpave

Сокращенное обозначение для «асфальтового покрытия с наилучшими эксплуатационными характеристиками».

Surface course

Верхний слой в структуре асфальтобетонного покрытия.

Tack coat

Связующий слой покрытия (битумный) – сравнительно тонкий слой битумного вяжущего, уложенный на существующую асфальтобетонную или бетонную поверхность перед нанесением на него нового слоя. Битумная эмульсия является предпочтительным вариантом. Слой используется для создания сцепления между существующей поверхностью и новым поверхностным слоем асфальтобетона.

Temperature segregation

or

temperature differential

Перепад температур или температурный градиент – возникающий из-за наличия изолированных областей с различными температурами в объеме асфальта в процессе его укладки и уплотнения. Эти «горячие участки» и «холодные участки» будут обладать плотностью, отличной от плотности окружающего покрытия.

Temperature /Viscosity Chart

График зависимости вязкости от температуры для конкретного битумного вяжущего, предполагаемого к использованию, служит для оценки температур смешения и уплотнения при проектировании горячей асфальтобетонной смеси (ГАС)

Tensile strength ratio (TSR)

Соотношение пределов прочности на растяжение – соотношение величин ITS для смеси асфальтобетона во «влажном» и «сухом» состоянии, выраженное в процентах. Низкая величина TSR(ниже 85% согласно техническим условиям ДОТ штата Ю.Каролина) означает, что смесь, будучи подвергнутой воздействию тепла и влажности, значительно теряет в прочности, и, вероятно, должна рассматриваться как влагочувствительная смесь.

Transverse crack

Поперечная трещина – трещина, перпендикулярная осевой линии покрытия.

Truck factor

Коэффициент нагрузки – число эквивалентных ординарных нагрузок на ось (см. ESAL), привносимых единичным прохождением транспортного средства. Коэффициенты нагрузки могут применяться либо к транспортным средствам одного типа, либо к классу или группе транспортных средств различных типов.

Tread rubber

Протекторная резина – резина, состоящая преимущественно из протекторной резины и небольшого количества (менее 5%) боковины.

Triaxial test

Испытание на объемное сжатие- тест для определения деформационно-прочностных свойств материала покрытия, при котором цилиндрический образец материала подвергается воздействию трехмерного напряжения. (В США не используется с 2004г.)

Truck tires

Грузовые шины – шины с внешним диаметром более 66 см и менее 152 см, используются для промышленных грузовиков и автобусов.

TSRST – Tensile Stress Restrained Specimen Test

Испытание фиксированного образца на разрывную прочность – метод исследования при низких температурах, заключающийся в том, что образец с фиксированной длиной и фиксированном напряжении охлаждают с постоянной скоростью охлаждения до наступленлия разрыва.

Upheaval

Вздутие дорожного покрытия – локализованное, направленное вверх смещение (сдвиг) покрытия вследствие набухания или земляного полотна, или какого-то участка структуры покрытия

UTST – Uniaxial Tensile Strength Test

Одноосное испытание на разрывную прочность – лабораторное испытание для оценки сопротивления растрескиванию. После охлаждения в ненапряженном состоянии до температуры испытания образец подвергается деформированию при постоянной скорости до тех пор, пока приложенная нагрузка не приводит к разрыву.

Viscosity – graded

Сортировка битумных вяжущих по вязкости – система классификации битумных вяжущих, основанная на измерении величины вязкости при 600С в заданном (предписанном) диапазоне. Величина минимальной вязкости при 1350С также обычно задается техническими условиями. Целью классификации является установить предельные значения величины консистенции (густоты) при этих двух температурах. 600С – примерно соответствует максимальной температуре покрытия ГАС в условиях эксплуатации в США. 1350С – примерная температура смешения и укладки покрытия на его основе.

Voids filled with asphalt (VFA)

Пустоты, заполненные битумным вяжущим – в отношении асфальтобетонных смесей это означает количество битумного вяжущего, выраженное в % от объема пустот в минеральном компоненте (VMA)

Voids in mineral aggregate (VMA)

Пустоты в минеральном компоненте – в отношении асфальтобетонных смесей это означает количество воздушных пустот и битумного вяжущего, выраженное в % от общего объема смеси /объем асфальта – чистый объем минерального компонента/

Wearing course

Слой износа дорожного покрытия – самый верхний слой покрытия, образующий поверхность покрытия, подвергающуюся воздействию движения транспорта и условий окружающей среды. Это может быть поверхностный слой асфальтобетона, SAM, SAMI или любой другой тип нанесения поверхностного слоя.

Well-graded aggregate

Хорошо отсортированный минеральный компонент – минеральный компонент, отсортированный примерно в равных пропорциях от начала до конца, т.е. от максимального размера до пыли (порошка)

Wet grinding

«Мокрое» измельчение – метод помола для переработки изношенных шин в крайне мелкую резиновую крошку, используя сначала измельчение при обычной или криогенной температуре, а затем, добавляя воду для создания суспензии вода/резина, которая далее пропускается через близко расположенные шлифовальные круги. «Мокрое» измельчение дает очень мелкие порошкообразные частицы резиновой крошки.

Wet process

«Мокрый» процесс – метод, в котором модификатор – резиновая крошка смешивается около часа при температуре 177-218оС с битумным вяжущим перед введением полученной смеси в асфальтовое покрытие или поверхностный слой. Этот термин обычно связан с асфальторезиновыми вяжущими материалами.

(а также:

«Смесь битумного вяжущего, рециклизованной шинной резины и некоторых добавок, в которой резиновый компонент составляет по крайней мере 15% от полного веса вяжущего и реагирует с горячим битумным вяжущим в достаточной мере, чтобы вызвать набухание частиц резины» - определение ASTM)

Whole tire rubber

Целая (суммарная) шинная резина – резина, включающая протектор и боковины в пропорциях примерно отвечающих весу таковых в «усредненной» резине.

Workability

Обрабатываемость (технологичность) – например, способность какой-либо смеси сравнительно легко и при небольших затратах подвергаться укладке и уплотнению.

Аббревиатуры в дорожном строительстве

AASHTO American Association of State Highway and Transport Official – американская ассоциация руководителей государственных автомагистралей и транспорта

AR – asphalt rubber

ARHM-GG – резиномодифицированная ГАС с минеральным компонентом «с зазором» (определение Caltrans, Калифорния)

ARTS - Asphalt rubber technology service

ASTM – The American Society for Testing and Materials (аналог ГОСТа)

CRM – Crumb rubber modifier

DSR – Dynamic Shear Rheometer

DT – Ductility test

DTT – Direct Tension Tester

ESAL – Equivalent Single Axle Load

FHWA – Federal Highway Administration – Федеральное управление автомагистралей (США)

G* – Комплексный (суммарный) модуль упругости при сдвиге

GTM- Gylatory Testing Machine

HFM – Hubbard Field Method

HM- Hveeen Method

HMA – Hot mix asphalt (ГАС)

ITFT – Indirect Tensile Fatigue Test

ITS – Indirect Tensile Strength

ITST – Indirect Tensile Strength Test

MT – Marshall test

MSG (Gmm) – Maximum specific gravity

m-value – Logarithmic creep rate

NAPA – National Asphalt Pavement Association

NDT – Non- Destructive Testing

NY DOT – Департамент транспорта штата Нью-Йорк

OGFC – Open-graded friction course

PAV- Pressure Aging Vessel

PCC – Portland cement concrete

PG – Performance-graded

PT – Penetration test

QA –Quality assurance

QC – Quality control

R-value – Resistance

RAC – rubber asphalt concrete

RAP – Reused asphalt pavement (Reclaimed asphalt pavement)

RPA – The Rubber Pavements Association

RTFO – Rolling Thin Film Oven

SHRP – Strategic Highway Research Administration

SAM – Stress absorbing membrane

SAMI – Stress absorbing membrane interlayer

SC DOT – Департамент транспорта штата Южная Каролина

SHRP – Strategic Highway Research Program – Стратегическая исследовательская программа по автомагистралям

SET – Sand Equivalent Test

St – Creep stiffness

Superpave – Superior Performing Asphalt Pavement

TSR – Tensile strength ratio

TSRST – Tensile Stress Restrained Specimen Test

USDT –(U.S.DOT) – US Department of Transportation

TT – Triaxial Test

UTST – Uniaxial Tensile Strength Test

VFA – Voids filled with asphalt

VMA- Voids in mineral aggregate

WAPA – Washington Asphalt Pavement Association

Добавить (отзыв, комментарий)