Современная коробка передач, вариатор

фото вариаторДавно в прошлом остались споры автолюбителей о том, какая коробка лучше: механика или автомат. Даже неисправимые скептики вынуждены были со временем признать, что для движения в пробках современных мегаполисов автомат предпочтительнее, а надежность и долговечность нынешних автоматических КПП не уступят классической механике. Возможности адаптации автоматических коробок к потребностям и стилю езды водителя также многих не оставляют равнодушными и единственным камнем преткновения является цена. Автомобили с автоматикой стоят значительно дороже, чем машины оборудованные механическими КПП. Пришло время вспомнить о вариаторе – самом современном варианте автоматических КПП.

Считается, что автором идеи вариатора является великий Леонардо, хотя автомобили с такой трансмиссией появились на дорогах мира только в 50-х годах прошлого века. Идея вариатора состоит в обеспечении бесконечно большого числа ступеней коробки передач. Собственно говоря, ступени в вариаторе отсутствуют и поэтому передаточное число изменяется плавно. Автомобиль движется без рывков, а двигатель все время работает на оптимальных оборотах.

Два шкива вариатора (ведущий и ведомый) выполнены в виде встречных конусов, которые могут двигаться, изменяя рабочий диаметр, а стало быть, и передаточное число. Следствием использования этого узла является отсутствие рывков при переключениях, свойственных механическим КПП и более длительный срок службы трансмиссионных узлов. Особенностью вариаторов является то, что они работают за счет трения (зубчатое зацепление не используется). Из-за этого вариаторные ремни имеют довольно сложную конструкцию и иногда требуют замены уже после 150-200 тысяч км пробега.

Фрикционный принцип работы вариатора является той причиной, по которой он может передать ограниченный крутящий момент. Использование мощного двигателя в паре с вариатором может привести к проскальзыванию ремней и износу рабочих поверхностей вариатора. Вообще следует отметить, что КПП вариаторного типа не любит езду так называемого спортивного типа с резкими ускорениями/торможениями. Конек такой коробки – плавное движение по городским магистралям с экономичным расходом топлива и оптимальными оборотами двигателя. Некоторые водители к недостаткам вариатора относят ровный гул двигателя, но это скорее дело привычки.

Дальнейшее усовершенствование вариатора производителям автомобильной техники видится в изменении программного обеспечения контроллера, следящего за эффективным передаточным числом.

Добавить (отзыв, комментарий)