Первые электростанции Петербурга

электростанция на баржеОсвещение Петербурга, существовавшее во второй половине XIX века — керосиновое, масляное и газовое имело много недостатков. Электрический свет, хоть и находящийся в зачаточном состоянии, был совершеннее, предпринимались попытки улучшения и внедрения.

В 1880 году товарищество «Электротехник» подает в Петербургскую городскую управу проект осветительной системы для Невского проспекта, который составил электротехник В.Н. Чикалев.

Электростанцию с мощностью двигателей в 250 лошадиных сил предполагалось установить около Казанского собора, но из-за недостатка средств работы прекратились. Все оборудование товарищество «Электротехник» продает немецкому предпринимателю Сименсу, возглавлявшему фирму «Русские заводы Сименс и Гальске».

Инженер А.А. Троицкий предложил построить электростанцию на деревянной барже, которую поставили на реке Мойке в 30 метрах ниже Полицейского моста (Народный, Зеленый) у левого берега. Своеобразная конструкция станции имела ряд преимуществ: не нужно покупать землю, удобная доставка топлива (угля) по воде, вода «под рукой» для технических надобностей, безопасность в пожарном отношении.

Монтаж первой центральной электрической станции начался в октябре 1883 года. Она состояла из парового локомотива и динамо-машины постоянного тока мощностью 35 киловатт. А.А. Троицкому помогал проектировать электростанцию А.С. Попов, будущий изобретатель радио, который только окончил физико-математический факультет Петербургского университета по специальности электрических машин и получил ученую степень кандидата.

Акционерное общество электротехнического освещения, Петербург, 1886 г.«30 декабря 1883 года в 16 часов электростанция заработала», и 32 электрических дуговых фонаря с силой света 1200 свечей каждый под напряжением 500 вольт осветил Невский проспект от Б. Морской улицы до набережной Фонтанки. Для этих фонарей на Невском проспекте установили специальные столбы.

Для своего времени эта осветительная система была прогрессивной по сравнению с много ими зарубежными аналогами, технико-экономические показатели первой электростанции Петербурга превосходили по большинству параметров. В Берлине, например, применялись газовые двигатели, которые стоили впятеро дороже локомобилей.

Электростанция здесь была удалена от нагрузки, что вызывало дополнительные расходы на кабель и увеличивало потери электроэнергии. В 1884-1885 годах берлинская электростанция из-за неполадок останавливалась 16 раз, тогда как петербургская на Мойке — всего три раза, при этом русская станция работала с использованием отработанного пара.

В 1883 году А.А. Троицкий создает первый проект электростанции с использованием отработанного пара для отопления Александринского театра, но этот проект не осуществился. Но уже в 1884 году в Мариинском театре была установлена такая электростанция, при этом вырабатывался переменный и постоянный ток, применялась аккумуляторная батарея. Машинный зал был отделен от котельной.

Электрическое освещение в Петербурге с течением времени расширялось и в 1884 году были освещены Б. Морская улица и весь Невский проспект. В 1886 году учреждено «Акционерное общество электротехнического освещения» с капиталом в 1 миллион рублей.

Через 2-3 года после постройки мощность электростанции на Мойке возросла. На барже установили три локомобиля и 12 динамо-машин мощностью 220 киловатт. Обслуживал станцию 21 человек.

Почти одновременно строится вторая электростанция на Казанской площади (Невский проспект, д. 27, во дворе). Она размещалась в двухэтажном деревянном доме, где были установлены два локомобиля и три динамо-машины с отдаваемой мощностью 60 киловатт. Станция питалась водой из артезианского колодца, её обслуживали 9 человек. Эти две станции обеспечивали энергией уже 80 уличных фонарей, 367 ламп накаливания с напряжением 110 вольт системы Лодыгина в 44 магазинах и 960 ламп в Благородном собрании (Невский пр., 15), Городской думе, Кредитном обществе и других учреждениях.

электростанция на реке Фонтанке, установлена на барже

Фото с сайта ПАО «ТГК-1»: электростанция на реке Фонтанке, установлена на барже рядом с Аничковым мостом.

Вскоре строится третья по счету электростанция мощностью 100 киловатт на железной барже. Эта баржа длиной 50 метров, весом 130 тонн была причалена у правого берега Фонтанки в 30 метрах выше Аничкова моста, а перед установкой баржи дно реки углубили. Кроме того, на Фонтанке около цирка Чинизелли для уличного освещения поставили четвертую электростанцию такой же мощности.

электростанция по проекту Пашкова для освещения Зимнего дворца

В 1886 году по инициативе и по проекту техника Петербургского дворцового управления В.Л. Пашкова, после одобрения императором Александром III для освещения Зимнего дворца в одном из внутренних дворов Нового была построена крупнейшая электростанция, которую называли «фабрикой электричества». Электротехническое оборудование произвела и осуществила монтаж электротехническая компания «Сименс и Гальске».

Первое время электрическое освещение в магазинах и разных помещениях оплачивалось с лампочки. Так, в 1887 году за лампо-час платили 2,5-3,4 или 5 копеек в зависимости от яркости применённой лампы (10, 16 или 25 свечей). Затем создал электросчетчики, и с 1890 года расчет стали производить по их показаниям, причем тариф составлял 60 копеек за киловатт-час. Несмотря на такую дороговизну, нагрузка электростанций за 7лет — с 1888 по 1895 год возросла с 250 до 1250 киловатт. Основным топливом для городских электростанций являлся английский каменный уголь.

Первые центральные электростанции, расположенные на Мойке и Фонтанке, прекратили работу в 1898-1899 годах, так как вступили в строй новые, более мощные. Одна из них — 1-я ТЭЦ на Обводном канале. Стоит отметить, что кроме центральных электростанций, предназначенных для освещения Петербурга, различными компаниями и предприятиями создавались свои станции. К концу 1897 года число электростанций выросло до 285 с паровыми машинами общей мощностью около 19,5 тысячи лошадиных сил.

Добавить (отзыв, комментарий)