Литературные вечера в доме на Мойке

Старая афиша — выставка французских юмористов в зале Кононова, наб. Мойки, 61В 1851, 1856-1857 годах архитектор Р.А. Желязевич, при участии Н.П. Гребёнка и А. Робена построил доходный дом, выходивший на набережную Мойки д. 61, Кирпичный переулок д. 8 и Большую Морскую улицу д. 16.

Помимо сдаваемых меблированных комнат в доме находился большой зал собраний М. Ф. Руадзе (позднее зал Кононова), в котором устраивали представления и давали концерты.

В 1859 году в этом доме разместилось общество для пособия нуждающимся литераторам — «Литературный фонд». Организаторами этого общества выступили М.И. Михайлов, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Н.Г. Чернышевский и другие.

Литературно-художественные вечера пользовались огромным успехом. Однажды поэт П.И. Вейнберг, переводчик и сатирик (автор популярного стихотворения «Он был титулярный советник», положенного на музыку композитором А.С. Даргомыжским), и поддерживающий его А.Ф. Писемский решили организовать здесь постановку «Ревизора» силами писателей.

В апреле 1860 года на улицах Петербурга появились афиша. И сразу хлынул поток заявок, и все билеты были распроданы.

Одним из тех, кто изъявил горячее желание играть в спектакле, был писатель Ф.М. Достоевский, выбравший себе роль почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина. В числе исполнителей выступили А.Ф. Кони, П.И. Вейнберг, А.Ф Писемский, И.С. Тургенев и еще ряд литераторов. Единственным профессиональным исполнителем в спектакле «Ревизор» в доме на Мойке стала известная актриса Ирина Семеновна Кони (сценический псевдоним Сандунова), жена юриста, литератора, государственного и общественного деятеля Анатолия Федоровича Кони, сыгравшая городничиху Анну Андреевну.

26.04.1860 «В зале Руадзе дан благотворительный спектакль, устроенный Литературным фондом с участием литераторов. Давали «Ревизора». Роли исполняли П. Вейнберг, А. Писемский, Ф. Достоевский, Ф. Кони. Купцами-просителями выступили Тургенев, Дружинин, Курочкин».

Вейнберг вспоминал: «Уже один вид Тургенева с пенсне на носу и головою сахара в руках, в длиннополом сюртуке, — чего стоил!» Через четыре дня в том же зале и тоже с участием литераторов была дана гоголевская «Женитьба».

доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе, старое фото

Фасад доходного дома и зала собраний М. Ф. Руадзе, ЦГАКФФД

Еще ряд примечательных события культурной жизни столичного Петербурга связаны с этим домом. В апреле 1883 года Петербургский музыкально-драматический кружок под управлением профессора Карла Карловича Зике силами любителей и студентов консерватории в первый раз поставил оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

Спустя три года, 16 марта 1886 г., в этом зале писатель Всеволод Михайлович Гаршин выступил с чтением отрывков своего рассказа «Красный цветок» (памяти И. С. Тургенева). А в ноябре 1886 года здесь впервые в Санкт-Петербурге выступили украинские артисты, труппа под руководством драматурга и актера Марка Лукича Кропивницкого.

В 1901 году в зале собраний открылся «Новый театр» Лидии Борисовны Яворской. В Кононовском зале ставились: инсценировка повести «Фома Гордеев» Максима Горького (1901), «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1902), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (1901) и «Женщина с моря» (1903) Г. Ибсена, «Иванов» А. П. Чехова (1904) и другие спектакли, театр работал 5 сезонов. В состав труппы входили Ф.П. Горев, Б А. Горин-Горяинов, А.А. Мурский и еще ряд известных актеров.

Добавить (отзыв, комментарий)