Классификация и оценка основных средств предприятия
Чтобы понять, что такое оценка ресурсов предприятия, нужно разобраться с понятием «основные средства» и с их классификацией по основным признакам. Так вот, та часть имущества предприятия или компании, которая используется как средство труда для производства продукции, работ, услуг, для управления предприятием, и является его основными средствами или, как еще говорят, основными фондами.
Существует ряд критериев, который позволяет классифицировать основные средства:
- по принадлежности к отрасли: на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, складские и др.;
- по видам: на здания, строения и сооружения, транспортные средства, машины и оборудование, производственный и хозинвентарь, на скот (рабочий, продуктивный и племенной), на многолетние насаждения, земельные участки, объекты природопользования, капвложения на коренное улучшение земель, жилище и др.;
- по назначению: на производственные и непроизводственные;
- по использованию: на находящиеся в эксплуатации, в запасе, в стадии строительства, реконструкции, дооборудования, ликвидации, консервации;
- по принадлежности – принадлежащие на праве собственности, находящиеся в оперативном управлении или ведении, полученные в аренду.
Оценка стоимости основных средств проводится по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости:
- Первоначальная стоимость – та, по которой основные фонды ставятся на бухучет;
- Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа по конкретному объекту оценки;
- Восстановительная – стоимость основных средств после переоценки (после ремонта, реконструкции, модернизации и пр.). Восстановительная стоимость часто превосходит первоначальную, при условии, что после восстановления улучшаются нормативные характеристики объекта.
Мы, как правило, в процедуре оценки основных фондов предприятия применяем два метода амортизации - линейный и нелинейный – хотя в бухгалтерском учете применяются и другие методы начисления амортизации. Задача, стоящая перед бухгалтером отличается от задачи, стоящей перед оценщиком. Бухгалтер должен сам решать, на каком участке бухучета следует регулировать амортизационные отчисления для уменьшения разницы и на каком этого не нужно делать. Цель бухгалтера – экономическая целесообразность, обусловленная снижением затрат.
Добавить (отзыв, комментарий)