Как мы жили в Дюртюлях

река Белая, поселок ДюртюлиГде-то в конце июля начале августа 1942 года прибыли на пароходе «Северный полярник» по реке Белой в поселок Дюртюли. Этому предшествовало многодневное путешествие в «вагоне-телятнике» из осажденного Ленинграда в столицу Башкирии город Уфу.

Почему так долго добирались? Потому что в первую очередь пропускались воинские эшелоны и грузы. Нужно отдать должное – кормили по дороге измученных ленинградцев хорошо. Действовал так называемый «Микояновский паек».

От пристани поселка Дюртюли (статус города получен лишь в 1989 году) поднималась в гору широкая улица. Нас поселили в доме недалеко от рынка. Удивило изобилие продуктов на нем. В основном осуществлялся бартер, шел обмен «тряпок» на продукты, например простыня, менялась на муку и т.д.

В нашем доме была русская печь. Муку квасили в деревенской кадке (квашне), а затем пекли вкусный домашний хлеб, который долго не портился (не в пример современной хлебной продукции).

В поселке работало предприятие, которое изготавливало растительное масло (из семечек) и даже плавленый сыр. Масло на рынке продавалось фунтами (400 грамм), а взвешивалось на дореволюционных весах.

Многие местные жители ходили в лаптях, которые я увидел впервые. Удивило, что у многих пожилых людей здесь были белоснежные зубы, как в нынешней рекламе зубной пасты. Секрет был прост, так как в этих местах было принято жевать топленую смолу, которая отлично очищает зубы. Правда, говорят, что такая смола вредна для желудка. Вспоминаю, что у некоторых жителей были больные глаза – трахома.

Сравнительное изобилие и дешевизна продуктов объяснялось тем, что до Уфы действовало только водное сообщение, расстояние более 120 километров.

Река Белая не широкая, но глубоководная. Напротив Дюртюли на другой стороне реки Белой располагался поселок «Венеция» - странное название для этих мест. От пристани Дюртюли к «Венеции» ходил паром примерно, такой как показан в легендарной музыкальной комедии «Веселые ребята».

Недалеко от «Венеции» раскинулся лес, где люди собирали землянику, буквально ведрами. Я с приятелем часто ездил в этот лес, там собирали хворост – чтобы готовить пищу нужно было топить плиту. Хозяйка у нас была башкирка или татарка, а в доме всегда идеальная чистота. В комнатах ходили только в шерстяных носках. Завели козу и как минимум литром молока мы были обеспечены, появились у нас и две курицы, которые регулярно снабжали нас яйцами.

Осенью пошел в местную школу, где я проучился 2 года. Помню учительницу русского языка. У нее был маленький ребенок, который, по-видимому, не давал нормально спать, так как нередко эта дама внезапно засыпала на уроке. Ребята её звали «Спящая царевна».

Эвакуированные в основном были из Ленинграда и Москвы. В поселке действовал большой клуб и библиотека. Там в Дюртюлях я увидел фильм «Два бойца». В особенности, тронули те места в картине, которые связанны с Ленинградом. А осенью 1944 года мы вернулись в родной город.
Автор: Марк Миранский

Добавить (отзыв, комментарий)