Ленинградский электротехнический завод (ЛЭТЗ)

В 1930-е годы на базе мастерских службы сигнализации и связи Октябрьской железной дороги был образован Ленинградский электротехнический завод (ЛЭТЗ) Министерства путей сообщения СССР. Созданному предприятию передали с завода им. Козицкого производство реле СЦБ типов АР, ДСР и НР.

Приказом Народного Комиссариата путей сообщения от 14 мая 1938 года № 322/А на основании постановления Экономического Совета при СНК Союза ССР от 31 марта 1938 года № ЭС-300-1 в системе Центрального управления сигнализации и связи НКПС организовали Трест электротехнических заводов «Сигналсвязьзаводы», в который объединили специализированные предприятия по выпуску средств автоматики и связи на железнодорожном транспорте. В состав объединения включили Лосиноостровский и Ленинградский электротехнические заводы.

В 1939 году для увеличения объема производства на ЛЭТЗ был разработан технический проект реконструкции предприятия. После реконструкции выпуск реле СЦБ на заводе составил 13 500 шт. В связи постоянный ростом потребностей железных дорог СССР в устройствах телемеханики и автоматики в 1941 г. приняли решение построить для Ленинградского электротехнического завода 4-х этажный производственный корпус (улица Боровая, д. 116-120, еще одна производственная площадка находилась на Лиговском проспекте). Из-за начавшейся Великой Отечественной войны и блокады города пришлось отложить планы на строительство. Ленинградский электротехнический завод (ЛЭТЗ) эвакуировали в г. Саратов, а большинство работников предприятия ушли на фронт.

Цех Ленинградского электротехнического завода

В 1952 году здание для ЛЭТЗ достроили и оснастили современными на то время высокопроизводительными автоматами. Сборку основных массовых видов реле вели на двух конвейерах. К 1956 г. удалось в два раза увеличить производство реле. Освоен выпуск новых типов реле: ИР-5, ППР, СКПР, КШ, НШ и др. Выпуск продукции на 1947 год — 11 500 шт., 1950 г.—32 000 шт., 1953 г. — 78 300 шт., 1956 г. — 151 300 шт., 1960 г. — 232 000 штук.

В связи с большими работами в стране по развитию железных дорог и внедрению средств автоматики приказом Министра путей сообщения от 16 июня 1953 г. № 107Ц на основании распоряжения Совета Министров Союза ССР от 11 июня 1953 г. № 7965-р возрождается трест (объединение), теперь — Всесоюзный трест электротехнических заводов «Транссигналсвязьзаводы».

В 1954 г. на ЛЭТЗ освоили производство реле нового поколения КШ и НШ, что положило начало заводскому методу монтажа устройств АБ и ЭЦ с использованием штепсельных стативов. В 1958 г. приступили к производству малогабаритного реле НМШ, позволяющему перейти к блочной системе ЭЦ. Для серийного выпуска релейных блоков и штепсельных стативов Ленинградскому электротехническому заводу передали контейнерные мастерские Октябрьских железных дорог.

Изготовлены: 1959 г. — первые стативы НМШ станций Раменское и Павловский Посад Московской железной дороги. 1960 г. — Стативы и релейные блоки первой БМРЦ для станции Ленинград-Пассажирский-Московский (Октябрьской ж. д.). В 1960 г. на ВДНХ СССР была представлена блочная система ЭЦ. Завод был награжден дипломом 2-й степени, a ряд работников предприятия – медалями ВДНХ. На 1961 г. выпуск реле всех типов составил 300000 шт.

Строительство нового корпуса ЛЭТЗ

В 1970-е годы на предприятии идет механизация и автоматизация технологических процессов на сортировочных горках. Заводом изготавливаются блоки горочной автоматической централизации типа ГАЦ и ГАЦ-КР, системы автоматического роспуска составов типа АРС-ГТСС и АРС-ЦНИИ. Большое внимание уделяется качеству выпускаемой продукции. После модернизации реле НМШ ЛЭТЗ в 1968 году, одному из первых в Ленинграде присвоили Государственный «Знак качества». В 1974 г. идет подготовительная работа по реконструкции завода, увеличение площадей за счет сноса старых зданий по ул. Боровая, д. 120. Начинается строительство нового производственного корпуса. К 1975 г. выпуск реле всех типов доведен до 770 000 шт., а к 1976 г. до 821 016 шт., блоки релейные — 573073 шт., блоки ГАЦ — 1945 шт., стативы — 3983 шт., блоки АЗСР — 824 шт., АРС-ГТСС — 83 шт.

В 1983 г. в рамках сотрудничества стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) на предприятии был разработан и освоен выпуск электромагнитных реле РЭЛ 4-го поколения. В 1987 г. электротехнические заводы треста «Транссигналсвязьзаводы» становятся основой созданного нового объединения. Приказом Министра путей сообщения от 28 декабря 1987 г. № 54Ц во исполнение постановления Совета Министров СССР от 3 декабря 1987 г. № 1377 создается НПО «Союзжелдоравтоматизация».

В 2005 г. создается открытое акционерное общество «Объединенные электротехнические заводы» (ОАО «ЭЛТЕЗА») куда входит и бывший ЛЭТЗ — Санкт-Петербургский электротехнический завод, в 2010 г. предприятие ликвидировали.

Добавить (отзыв, комментарий)