О легендарном Вольфе Мессинге в сети интернет, книгах и журналах много информации. Снят многосерийный фильм («Видевший сквозь время», режиссеры Владимир Краснопольский, Валерий Усков, в главной роли актер Евгений Князев) и показан по телеканалу РТР в 2009 году. Многое, что излагается, вызывает серьезные сомнения и является, по-видимому, плодом фантазии журналистов, сценаристов.
Например, о том, что Вольф Мессинг предсказал дату окончания войны, знал точную дату, когда умрет его жена и т.д. Нет документальных доказательств его встречи со Сталиным (все посещения «вождя народов» четко фиксировались в специальном журнале).
Я присутствовал на выступлении Мессинга в шестидесятые годы. Было это в клубе нашей части, которая дислоцировалась в поселке Красная Речка, километрах в 8 от Хабаровска. По каким-то причинам ему не давали выступать в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах и он зарабатывал на «хлеб насущный», мотаясь по нашей необъятной стране.
Перед представлением выступила сопровождавшая его дама «бальзаковского» возраста. Суть ее речи заключалась в том, что никакой связи с «потусторонними силами» Мессинг не имеет, все сугубо материалистично, научно.
Затем Вольф Мессинг кратко рассказал о своем жизненном пути. В частности, хромает он потому, что когда, используя свои гипнотические способности, выбирался из тюрьмы, куда его посадили фашисты, пришлось прыгать с высокой тюремной стены.
Было выбрано жюри, состоявшее из нескольких офицеров нашей части. Порядок выступления был следующим: человек из зрительного зала писал записку для жюри, где указывался алгоритм действий для Мессинга.
Зритель поднимался на сцену, передавал записку жюри, Мессинг подходил к нему, накладывал свою руку на его запястье и делал то, что требовалось.
Мой подчиненный – капитан, написал записку следующего содержания: подойти к такому-то ряду, месту, вынуть у сидящего из левого кармана номерок, пройти к гардеробу, вытащить из кармана шинели перчатки и принести их на сцену, далее (по моей рекомендации) вложить одну перчатку в другую. Все это сложное задание Мессинг проделал очень быстро, за исключением последней операции (руку капитана он не отпускал, ходил вместе с ним).
Он накладывал одну перчатку на другую, клал их крест-накрест и т.п., наконец, сделал, что требовалось, вложил одну перчатку в другую. Затем сказал:
- «Последнее задание, придумал не совсем обычный человек». (Не считаю это комплиментом для себя).
Запомнился такой эпизод, буфетчица нашей столовой – миловидная женщина, написала на листке: назвать её фамилию, имя, отчество и год рождения (паспорт и записка были переданы жюри). Довольно быстро, после некоторого напряжения Мессинг выполнил это задание. Из жюри говорят:
- «Год рождения не совпадает с паспортными данными».
Дама покраснела как мак и честно призналась, что она старше, чем указано в паспорте на два года. И тогда и сейчас, через много лет, совершенно не представляю, как это все делал Вольф Мессинг… Был он тогда уже «в возрасте», выглядел болезненно, а «работа» требовала огромного напряжения (даже издалека были видны капельки пота на лице).
А недавно включаю телевизор. По ТВ каналу «Культура» идет передача «Линия жизни», героиня – писатель Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Воскресенского. Богуславская рассказывает о Вольфе Мессинге. Это было в Томске.
Сценарий выступления этого удивительного человека тот же, что и описал выше. В президиум передается записка с задачами, которые должен выполнить Мессинг, человек – автор записки выходит на сцену и он берет его за руку и «читает» мысли. Богуславская была уверена, что это трюк-жульничество: каким-то хитрым образом Мессингу становится известно содержание записки.
Написав «послание», она вышла на сцену и стала думать, когда специалист «по чтению мыслей» взял её за руку, о чем угодно, только не о содержании записки, что являлось нарушением условия. Мессинг обливался потом, но выполнить задание не мог. Зое Богуславской стало страшно стыдно, и она призналась, что не выполнила необходимые условия.
Зрителей такое поведение возмутило и под их улюлюканье, сгорая от стыда, она выбежала из зала, где происходило представление.
Автор: Марк Миранский
«Мне довелось видеть Мессинга в Свердловске. Я училась на втором курсе философского факультета УрГУ. Город большой, гастроли у него длились несколько дней. Мне стало любопытно посмотреть на артиста оригинального жанра, но интерес подогрел еще и наш преподаватель по психологии. На каждом занятии он опровергал таланты, способности Вольфа Мессинга. Но по возможности ходил на его концерты и студентов с собой прихватывал. Старался прямо во время выступления Мессинга его разоблачить.
Выбегал на сцену и говорил, что артист просто-напросто пользуется известными истинами в психологии, любой его студент эти фокусы сможет проделать. Нам на занятии он рассказывал, что в угадывании Мессинг использует идеомоторные акты, т.е. подсознательное, импульсивное. Для примера, учил нас, как узнать загаданную кем-то страницу. При перелистывании книги рука человека тормозит именно на загаданной странице, и вот тот, кто держит его руку, это почувствует. Словом, захотелось своими глазами посмотреть на столь удивительного человека. Мессинг ходил по рядам, я сидела на месте четвертом или пятом и видела его вблизи.
Он угадывал предметы в кармане, называл задуманные номера страниц в книге, обращался в зал: «У кого какие задания?». На сцену выходил человек, свою придумку держал в голове, например, подойти к шестому ряду, у сидящего на девятом месте вытащить из кармана блокнот. Мессинг держал за руку того, кто дал ему задание, и они вместе шли по залу. У меня тогда мелькнула мысль: он использует эту самую идеомоторику. Все это смотрелось удивительно, но всегда работает подсознание, что в зале сидят подсадные утки или что это обычный гипноз, т.е. пыталась объяснить все его действия».
Вот-вот так никто толком и не смог объяснить, сотни концертов, в том числе в военных частях, какие там могут быть подсадные?
*************************************
Указанная информация в статье правдива на все 100%. Вольф Мессинг обладал незаурядными способностями, есть много подтверждений. А фильмы с бесконечными (неподтверждёнными) чудесами, так просто художественный вымысел, имеют право. Познер не вел «Пусть говорят» (бывшие названия — «Большая стирка», «Пять вечеров»). И что за фильм Бортко?